В большинстве источников стиль упоминают под названиям Муай Уттарадит как это принято на Таиланде стилю присваивают названия города в котором он зародился, но есть и немногочисленные статьи которые указывают, что кроме основного названия его ещё называют Муай Та Сао. Какое в данном случае название истинное наверно всё таки Уттарадит, но узнать почему иногда пишут и Та Сао, думаю вряд ли получится.
Прежде всего стиль знаменит тем, что для достижения победы в поединках против представителей других стилей его использовал мастер Фрайя Пичаи Дааб Хаак. Философия адептов Муай Уттарадит строится на принципе которые используют многочисленные боевые искусства мира, уничтожить противника в максимально короткий срок либо нанести ему травму, чтобы он не мог больше противостоять.
Стойка высокая, центр тяжести находится на задней ноге, передняя едва дотрагивается до земли. Стиль очень динамичный и скоростной, адепты славятся своими взрывными атаками, но предпочитают вести бой с дальней дистанции. В стойке, передняя рука расположена далеко от лица, плечо приподнято, в тоже время задняя рука расположена ниже, прикрывая челюсть. Если смотреть со стороны, то представители Муай Уттарадит расположены по отношению к противнику почти боком, ноги расположены одна перед другой.
В отличие от многих других стилей этот и по сей день живёт и процветает в одноимённом городе. Школы которые специализируются на этом стиле расположены по окраинам города, тренировки проходят ежедневно. Единственное отличие от других тайских школ преподающих различные направления, эти считаются закрытыми, то есть приезжих иностранцев здесь не ждут с распростёртыми объятиями, попасть в них можно только по приглашению. Адепты очень ревностно относятся к своим традициям и стараются избежать распространения техники и знания своего стиля.
До появления в Бангкоке этот стиль не был популярен в Таиланде, только с переездом в столицу мастера Муай Паак Кланг, ученики его называли Аджарн Кимсаинг, стиль обрёл известность и как следствие популярность. Если бы мастер не стал бы преподавать стиль жителям столицы ещё вопрос читали бы вы об этом сейчас.
Основатель стиля родом из тайского города Аютайя, звали его Круу Киао, что на тайском означает “Зелёный Учитель”. Именно он обучил мастера Муай Паак Кланг давшего новый толчок для развития стиля.
Как и во многих других стилях муай тай, отличительной чертой представителя Муай Аютайя является стойка. При левосторонней, левое плечо приподнято вверх и находиться рядом с подбородком защищая лицо, при правосторонней наоборот. Для атак характерно нападения с одновременными ударами двумя как разноимёнными так и одноимёнными конечностями, например: рука-нога, рука-рука, локоть-колено, локоть-локоть и колено-колено.
Использование такой техника позволяло более эффективно противостоять бойцам других стилей. Например против представителей стиля Муай Чайя старались использовать левый, круговой удар ногой с резким, коротким нисходящем ударе правой рукой. Вот такие подробности, только не забываете, что эффективность связок зависит от исполнения а не от существования самой комбинации.
Стиль известен тем, что появился в период Аютайя, при правление короля Нараи. Если не ошибаюсь это были неплохие времена для королевства так как с королём Таиланда сотрудничало много иностранцев. Именно на этом факте строится предположения, что Аджарн Муай Лопбури которого звали Муун Мэн Мат получил в свой арсенал дополнительные знания о смертоносных навыках боя.
На данный момент в мире нет ни одного учителя этого стиля который мог бы передать традиции и технику Муай Лопбури. Легенда гласит, что Муун Мэн Мат, кстати имя означает “десять тысяч точных ударов рукой” не стал обучать людей после поединка в котором после нанесения смертельного удара противник покинул наш мир. После произошедшего Аджарн Муун Мэн Мат решил всю оставшуюся часть жизни провести в буддистском монастыре помогая монахам.
Из оставшихся данных известно, что боевая стойка Муай Лопбури почти идентична стойке европейского бокса, начала 19-го века. Выглядела она примерно так, классическая прямая стойка, руки и предплечья выставлены вперёд. Отличительная черта стиля, нанесения точных ударов направленных на уничтожения противника. Наиболее опасным считался апперкот в адамово яблоко и удары большим пальцем в глаза. Считается, что данный стиль был одним из лучших в своей эпохе. Наравне с техникой использовалась хитрость и обман противника, симуляция травм с неожиданной для противника атакой вроде бы травмированного бойца. Часть людей считает, что Муай Ломбури, есть ничто иное как часть, или продолжения стиля Муай Паак Кланг.
ps: Интересные нравы творились в те времена раз на поединках допускались подобные удары, которые если не сводили в могилу то колечили на всю жизнь бойца, по видимому не зря правительство Таиланда запретила подобные поединки, а я считал, что подобные запреты как во многих тоталитарных государствах были введены для того, чтобы народ не мог оказать сопротивления власти имущих.
Один из северных стилей Таиланда Паак Нууа, кроме этого названия иногда можно услышать и другие варианты Муай Чианг Раи, Муай Лампанг, что по сути является одним и тем же. Такое разнообразие вызвано тем, что народу запретили заниматься боевыми искусствами.
Это произошло в эпоху правления короля Рамы V в королевстве Ланна которое состояла из большого числа северных провинций объединённых с королевством Сиам, являясь его неотъемлемой частью. Именно в эти времена по законам королевства простым жителям севера запрещалось заниматься боевыми искусствами в отличие от жителей Бангкока которым это было позволено. В результате после того как запрет был снят, возрождаясь появилось столько версий.
Бойцы стиля Муай Паак Нууа славились знанием жизнено важных точек человека, чем прекрасно пользовались в боях. При атаках руки бойца словно клещи захватывали и сильно давили на уязвимые точки человека, вынуждая его поддаваться из-за чувством боли.
Стиль центрального района Таиланда носит названия Паак Кланг, иначе его ещё называют Бангкокский стиль, есть предположения, что стиль Муай Лопбури когда то был частью Паак Кланг, но как это часто бывает разделения интересов мастеров привело к возникновению чего то нового.
Наиболее известным носителем стиля был Аджарн Кимсаинг, для тех кто в танке на тайском аджарн означает учитель, считается что Аджарн Кимсаинг был учителем очень известного мастера Муай Чайя Аджарна Киета Сриуафайя. Кимсаинг был родом из города Аютайя в котором изучал стиль Муай Аютайя под руководством учителя Круу Киао. В дальнейшем Кимсаинг переехал в Бангкок для обучения стилю Муай Паак Кланг и международному боксу вместе с Луанг Витсам Дарункон.
Стойка бойцов стиля не широкая, руки держат не высоко, кулаки сжаты и развёрнуты таким образом, что центр ладони смотрит в вверх. Обе руки направленны вперёд, расположены на одном уровне и параллельны друг другу. При правосторонней стойке правая рука держится немногие впереди при левосторонней стойке наоборот.
Работа ног бойцов Муай Паак Кланг, завораживает поэтому стиль получил ещё одно названия “Шаги Призрака”. Представители стиля передвигаются на столько плавно и быстро, что порой складывается ощущения, что они находятся сразу в нескольких местах.
Во время боя передняя нога бойца приподнимается от земли и выдвигается не много вперёд, при этом она всегда направлена в сторону противника. После того как боец сделал шаг к противнику его ноги становятся на одном уровне, руки поднимаются до уровня лица в высокую оборонительную позицию. После того как боец сделает ещё один шаг вперёд наружу, ноги становятся в обычную стойку а руки опускаются. Отличительная черта представителей стиля, обмотанные до середины предплечья руки во время поединков.
Паак Есан наиболее нам знаком под названиям Муай Корат, и является восточным стилем. Своё названия стиль получил по месту прописки, то есть города в котором как считается он зародился “На Корат Рачазима”, расположенного в центре современного Таиланда, ближе к востоку. Свою популярность Муай Корат обрёл во время правления короля Рамы IV, хотя как обычно в буржуйских статьях пишется: предполагается, что возраст стиля не менее тысячи лет до правления Рамы четвёртого, чем глубже в историю тем больше раздолья для фантазии и создании мифов.
Не будем удаляться в тёмные времена муай тай, капнём чуть по ближе. Известным истории носителем традиций стиля Муай Корат был глава города “На Корат Рачазима” Фра Гемсамахан который обучил стилю Дэнга Тайпрасерта. Этот боец известен тем, что первыц продемонстрировал технику стиля королю Таиланда на королевском чемпионате, став обладателем титула Муан Чангат Чернг Чог.
Другим представителем стиля Корат, учеником Фра Гемсамахан являлся Круу Буа Ватим, фанат и настоящий мастер стиля. Этот человек известен тем, что стал военным и обучал курсантов армии Таиланда до последнего вздоха, по другим данным Круу Буа Ватим на самом деле звали Круу Буа Нинарча, что на тайском означает “Тёмная лошадка”.
В те далёкие году адепты стиля следовали канонам буддистского учения Син Хаа, пяти наставлениям. Медитации в процессе тренировки была одной из важных составляющих в обучения бойцов, так же существовало негласное золотое правило запрещающие сражаться бойцам Муай Корат сражаться друг против друга.
Отличительная черта стиля, стойка бойцов довольно высокая и в тоже время компактная, которая разительно отличается от других стилей муай тай. Ноги в стойке направленные вперёд расположены почти на одной линии, опорная передняя нога выпрямлена, колено закрыто. Задняя нога натянута как струна готовая выстрелить восходящим ударом, благодаря работе стоп опорная нога легком меняется, чтобы изменить в лучшую сторону положения против противника во время боя. Корпус чуть наклонён вперёд, голова расположена над опорной ногой, руки бойца расположены на одной линии, одна на против другой перед лицом. При нанесение ударов конечности максимально выпрямлены, удары ногами производятся по восходящей дуге, немного сгибаясь чтобы нанести удар в шею или голову противника.
Предпочтения отдаётся атакам и работе на опережения, уходе с линии атаки с уклонами при работе противника, одновременными блоками с ударами. Обучения в основном начинается с ударной техники, лишь после учат блокировать эти удары. Наиболее известная техника в Муай Корат “Сууа Янг” (Шаг Тигра) стиль работы ногами, а наиболее мощным оружием стиля считается техника “Вианг Куай” (Размах Буйвола) которая выполняется после удара ногой костяшками кулака в область позади уха. Ещё одна не менее известная техника в контратаках называется “Таа Крут”, смысл которой заключается в нанесение ударов сразу двумя конечностями, например колено, локоть.
Один из наименее известных южных стилей муай тай, стиль Муай Маа Янг, дословный перевод с тайского на русский означает “Шаг Лощади”, по статьям из интернета родоначальником стиля является человек по имени Круу Тэнки. Этот человек вошёл в историю благодаря своей жестокости во время поединков, благодаря этой жестокости стиль скорее всего и не получил широкое распространение поскольку как учитель Круу Тэнки популярностью не пользовался.
Существует легенда, в которой описана жестокость Круу Тэнки. Она гласит, что время одного из поединков с представителем стиля Муай Чайя, Тэнки вырвал глаз бойцу Круу Нори за то, что он разбил лоб с удара ногой в прыжке. Боец отчаянно продолжал бой даже после потери глаза, но после боя умер от кровоизлияния из-за полученной травмы.
Не много о стойке представителей стиля, боец Муай Маа Янг держит ногу в оборонительном положение, постоянно приподнимая ей. Одноимённая рука в стойке расположена близко к корпусу защищая бок бойца, тем временем вторая рука расположена перед лицом защищая его.
Одним из самых старых стилей считается муай тай Боран, первооснова ответвлений истинное происхождения которого остаётся загадкой по сей день, по сути слово “Боран” означает древний, поэтому неудивительно что ориентировочное появления стиля было несколько тысячелетий назад, по видимому с появлением Сиамского Королевства. Историки считают, что система была разработана в ходе постоянных столкновений с бирманскими племенами, постоянно нападающих на королевством. муай тай Боран конечно координально отличается от современного, классического муай тай которые мы привыкли видеть по телевизору, кроме привычной ударной техники в арсенале системы есть броски и захваты, удержания и удушающие приёмы, техника воздействия на болевые точки человека. Всё то, что могло спасти бойца от верной погибели и уничтожить противника, подобная система образовалась благодаря опыту различных племён из всех областей Сиама. Огромный упор делался на противодействия вооруженному противнику, как с оружием так и без него. По сути система представляла из себя полноценное боевое искусство, с спортивным разделом поскольку проводилось подобие соревнований для закрепления техник обучающихся, после которых бойцы должны были остаться целыми и невредимыми для настоящих столкновений с бирманскими племенами.
Как и во многих боевых искусствах в муай тай Боран была духовная основа буддизм. Войны практикующие стиль не малую часть времени тренировочного процесса посвящали медитации и подготовке к духовному ритуалу “Рам”. Церемониальный ритуал означал, что воин достиг наивысшей концентрации разума, тем самым выражалось уважения к богам и духам предков воинов.
В наши годы, примерно в 1920 году власти Тайланда, запретили большинство традиций и техник муай тай Боран, бойцов обязали на соревнованиях одевать подобие современных перчаток. Подобные действия властей были направлены на уменьшение травм в соревнованиях адептов стиля, хотя подозреваю что как и многие, подобные запреты были введены для уменьшения противодействия населения в случаях возникновения гражданской войны и подобных ситуациях. После таких введений стал появляться современный классический, спортивный муай тай. Благодаря всему этому количество учителей которые могут учить прикладному стилю сократилось до единиц, только в последние годы стали активно предприниматься активные попытки возродить былые традиции этого древнего боевого искусства.
Муай Чайя один из самых грозных стилей, появившийся от Муай Боран, прародителя современного муай тай. Есть несколько версий возникновения стиля по одним историческим записям, можно сказать, что стилю не менее 250 лет, хотя некоторые данные свидетельствует на более ранее ответвление от Муай Боран, предположительно с момента становления Сиамского Королевства сегодняшнего Таиланда, а это уже несколько тысяч лет назад.
Родиной стиля Муай Чайя большинство считает одноименный город Чайя, южной провинции Суратани Тайланда, поэтому не удивительно что это искусство по другому называют южный стиль тайландского бокса, хотя по другим данным Чайя был создан на территории пределов королевства, а на юге появился с прибытием из Бангкока генерала Тан Пор Мар, который в дальнейшем принял монашество в храме Ват Танг Джаб Чанг, где в течение своего монашества и жизни разработал этот грозный стиль. Из-за Банкогского происхождения генерала, некоторые преподаватели считают, что стиль гибридный. Свои знания монах передал губернатору Чайи, Кем Срайапэй который в свою очередь передал их своему сыну Кет Срайапэй, которые кроме отца обучался ещё у 12 преподавателей различных школ. Известно только, что последним учителем Кета был Аджарн Кимсэйнг мастер стиля Паак Кланг. Есть ещё и вторая версия по которой считается, что стиль использовался элитными воинами и генералами которые были приближены к королевской семье.
Наибольшую популярность искусство Чайя получила во времена поединков Муай Кэд Чок, боев с перевязанной конопляной нитью кулаками. В Муай Кэд Чок бойцам позволялось применять любую технику, с помощью которой можно было достигнуть победы. Не менее выдающимися стилями считались и другие получившие свои названия по регионам Сиамского Королевства: Муай Коран северо-восток королевства, Муай Лопбури центральный регион и Муай Та Сао северный стиль. Каждый из этих стилей представлял собой наиболее эффективные методики боя региона страны.
В техническом плане Муай Чайя отличается от современного муай тай разнообразной, высокоскоростной ударной техникой. В стиле множество ударов руками различной формы кисти кулак, ладонь, пальцы и большой арсенал ударов ногами, плюс акробатические элементы удары ногами с разворота, в прыжке, в прыжке с разворота, удары ногами в кувырках и падении. Само собой не меньше и количество техник с применением локтей и коленей. Кроме этого в арсенал стиля входит система воздействия на суставы и болевые точки, которые напоминают технику китайского циньна.
Представители стиля славятся ударами из самых необычных положений из которых ударить порой кажется невозможно, обычные представители муай тай как правило не выдерживают конкуренции потому что удары летят неизвестно откуда и чрезвычайно быстро представляя из себя пулемётную очередь со всех возможных углов. Благодаря этому некоторые люди называют стиль “Дурио”, в честь фрукта покрытого очень острыми шипами. Чтобы достичь подобную технику необходимы интенсивная и долгая работа над своим телом с самого детства пока суставы достаточно гибкие, только так можно полностью освоить телесный навык, поэтому освоить стиль быстро и если вам уже за тридцатку не получится. Представители стиля достигнув возроста примерно в 30 лет переходят в другие традиционные стили, например Муай Корат который не требуют столь интенсивных тренировок.
Стойка Муай Чайя низкая и компактная, центр тяжести расположен между ногами, колени согнуты а все суставы направлены вперёд, подобная комбинация отлична служит в качестве щита против любого наступательного действия. Кулаки бойца расположены один на другим, при этом они направленны вверх, хотя большинство представителей стиля используют правую сторону тела, фактически они хорошо владеют и левой. Специализации стиля блокирования коленями и локтями, все руки и ноги согнуты даже при атакующих движениях и ни когда полностью не разгибаются. Работа ног отличается быстротой и гладкостью в момент удара масса тела перемещается полностью с одной ноги на другую, так же бойцы постоянно перешагивают с одной ноги на другую, что позволяет переходить к атаке в любой момент. Ещё одна особенность, боксёры Муай Чайя обёртывают только кисти рук, считая своим главным оружием локоть, который они в действительности используют на столько эффективно, на сколько это вообще возможно.
Поскольку основной версией появления стиля считается создание монахом Тан Пор Мар, неудивительно, что в философию стиля заложены Буддистские концепции а бойцы Чайя широко практикуют медитацию и изучают Дхамма – учения Будды.
Многие специалисты по муай тай предпочитают давать для отработки занимающимся простые связки из двух-трёх ударов, в редких случаях из четырёх. Простая комбинация зачастую имеет следующую последовательность: два удара руками, один ногой. Это самая элементарная и базовая формула, которая используется на начальных этапах обучения всех бойцов. Интересно то, что на эту формулу прекрасно накладываются любые технические действия. Как правило, в муай тай начинают наработку связок с двойки прямых ударов руками и лоу-кика, или же прямого удара коленом. Когда тело бойца понемногу начинает адаптироваться к работе связками, технику можно разбавлять и изменять.
Например, из связки можно убрать одно технической действие. Получится один удар рукой и один удар ногой. Это может быть что угодно: джеб и лоу-кик, джеб и удар коленом (как с передней ноги, так и с задней), джеб и свинг, джеб и хук, свинг задней рукой и лоу-кик передней. То есть, используя одну формулу, можно вывести бесконечное множество связок и комбинаций технических действий. Ниже будет представлен список из трёх наиболее популярных базовых связок в муай тай.
1. Джеб, кросс и боковой удар ногой
Существует условное разделение этой связки на цельный ритм и ломаный ритм. При цельном ритме связка наносится практически на один выдох, без пауз. То есть три удара подряд, с одинаковыми временными интервалами между собой.
При ломанном ритме во время связки может быть пауза. Такая пауза может быть, как после первого удара, так и после второго. Ломанный ритм может ввести противника в заблуждение. Например, нанесли два прямых в голову и сделали паузу, а ваш противник рефлекторно (плюс от усталости) немного опустил руки от подбородка. В этот момент вы сразу же выстреливаете боковым ударом ногой в голову. Нога может быть любая, как передняя, так и задняя. Как правило, удобнее чередовать стороны. Например, если последний удар был правой рукой. То удар ногой удобнее делать левой. Но это не принципиально, и чередовать удары можно как угодно, не придерживаясь каких-то методических догм.
У этой связки есть масса «грязных» особенностей. Во-первых, если начать её правым прямым с задней руки, второй удар выполнить мощный ложный боковой, за которым сразу последует удар правой ногой с разворота. Также можно «воткнуть» противнику в лицо перчатку, оставив её там, тем самым ограничив вашему оппоненту обзор. Когда ваш противник плохо видит, ему можно нанести неожиданный удар, от бокового рукой в печень, до удара локтем.
2. Джеб, кросс и клинч с прямым ударом коленом
Эта связка является одной из самых популярных. С отработки этой серии начинают всерьёз подходить к изучению методов тайского клинча (прумба). Удар коленом является мощным оружием любого тайца. Плотно сгруппированный коленный сустав сводит возможность получения травмы во время атаки к минимуму, в отличии от того же бокового удара ногой, когда можно нарваться на выставленное блокирующее колено или локоть. Также удар коленом более безопасен, чем прямой удар ногой, так как прямую ногу легче подбить снизу коленом, или захватить для броска.
При ударе коленом в клинче есть свои нюансы. Во-первых, следует всегда помнить, что клинч – это обоюдная техника. Ваш противник никогда не будет стоять и ждать пока вы будете пробивать ему удары, а сразу же сам попытается переклинчевать вас. Поэтому при заходе на клинч, а также находясь непосредственно в клинче, следует постоянно быть готовым отразить атаку локтем или встречным коленом. Забыв об этих простых правилах можно не то что пропустить в клинче нокаутирующий удар, можно до клинча просто не добраться. В этой связке вместо прямого удара коленом также с успехом может быть применён боковой удар коленом.
3. Толкающий удар стопой вперёд и боковой удар ногой
Очень удобная комбинация. Если вам удастся хорошенько оттолкнуть противника прямым ударом ногой, то он потеряет равновесие и попятится назад. В этот момент его можно очень хорошо «догнать» с заднего бокового удара ногой. Прямой удар ногой, как правило, наносят в корпус, но можно и в голову. В таком случае контрольный боковой удар может не понадобится, так как сам по себе толкающий прямой удар ногой может привести к нокауту вашего противника.
4. Боковой удар ногой, свитч и толкающий удар
Вы наносите противнику резкий боковой удар ногой, ставите бьющую ногу впереди, резко делаете смену стойки и той же ногой бьёте прямой толкающий удар ногой. Такое резкое прыжковое изменение стойки и называется «свитч». Кроме муай тай этот технический элемент очень популярен в каратэ кёкусинкай и кикбоксинге.
Наверное, техника локтей в тайском боксе является самым устрашающим оружием этого боевого искусства. Хорошо натренированный тайминг, методы контратак и перемещений, чувство противника, комбинационная техника в совокупности с хорошо поставленной техникой ударов локтями являет собой поистине гремучую и взрывоопасную смесь. Вовремя применённый удар локтём может поставить точку в поединке во время любого раунда. В муай тай существует множество разновидностей ударов локтями, которые наносятся под самыми непредсказуемыми углами. В этой статье мы попробуем обсудить наиболее популярные варианты использования локтевой техники тайского бокса.
Несколько базовых «взрывных» техник и тактических аспектов.
1. Боковой удар локтем «острой» частью сустава
Вы наносите удар острой частью локтевого сустава, а не основанием предплечья. Такой тип удара вызывает у противника, во-первых, острую боль, во-вторых, приводит к тяжелому нокауту. Метод нанесения этого удара схож с выполнением боксёрской техники «хук», однако имеет свои специфические нюансы. Для того чтобы отработать точность попадания в цель именно острой частью локтевого сустава, проводят тренировочные удары по открытой ладони свободной руки. Кроме того, для обеспечения лучшей результативности попадания локтя в вашего противника можно придерживать его шею перчаткой свободной руки, чтобы он не смог отвести голову от удара. Однако такая позиция открывает ваш подбородок. Это необходимо учитывать.
2. Защита во время атаки локтем
Когда наносите удар локтем, старайтесь держать руки высоко, закрывая голову как можно тщательнее. Важно понимать, что при ударе локтем вы жертвуете определённой частью своей защиты. Руки следует держать на уровне бровей. Внимательно высмотрев цель и подобрав качественный момент совершить атаку локтем.
3. Держите локти поближе
Не следует во время поединка держать локти слишком далеко от корпуса. Во-первых, так у вас появляется сразу несколько серьёзных брешей в защите, а во-вторых, удар локтем, нанесённый из такого положения значительно уступает классическому варианту по силе и мощи. Во время удара выгодно хорошо разогнать локоть от корпуса. Такой вариант значительно мощнее и эффективнее.
4. Локтевая техника и равновесие
Поскольку в момент нанесения ударов локтями вы находитесь в непосредственной близости от противника, необходимо сохранять очень хорошее равновесие, чтоб не оказаться опрокинутым навзничь. Для сохранения равновесия необходимо в определённой степени расширить стойку. Расставьте ноги, но так чтоб это было не в ущерб равновесию. На близкой дистанции ваш противник обязательно будет пытаться захватить вас руками за голову и опрокинуть на ринг. Учитесь использовать локти именно в клинче, а не во входе в клинч, или на выходе. Будучи в клинче старайтесь как можно быстрее найти брешь в обороне противника и незамедлительно атакуйте.
5. Приклеенные локти
Держите ваши локти очень близко к корпусу в момент атаки локтем как можно дольше, словно ваши локти приклеены. За счёт такой техники вы обеспечиваете себе максимальную защиту в момент атаки. Кроме того, такая техника выполнения делает вашу атаку локтем более незаметной, благодаря чему её будет очень трудно парировать. Также следует знать, что чем ближе локоть находится к корпусу в начальной фазе нанесения удара, тем мощнее и эффективнее будет атака. Всё это основные законы физики, и их осознание во многом определяет ваши позиции во время поединка.
6. Подбородок вниз, плечи вверх
Это, пожалуй, самый основной принцип, который следует постоянно соблюдать при выполнении ударов локтями. Опущенный подбородок, во-первых, сводит к минимуму вероятность нокаута, во-вторых, прикрывает кадык, попадание в который может вызвать довольно печальные последствия, как на ринге, так и в реальной боевой ситуации. Поднятые плечи защищают подбородок от атак на встречных курсах, контратак, боковых, свингов, кроссов и оверхендов.
1. Горизонтальный удар локтем
Горизонтальный удар локтем в муай тай наносится аналогично боковому удару в английском боксе. Локоть и предплечье бьющей руки двигаются в конечной фазе в горизонтальной плоскости. Во время нанесения удара убедитесь, что обе ваши стопы вращаются. За счёт скручивания происходит мощное вложение силы в удар. Стопы начинают вращение голеней, голени вращают бёдра, бёдра таз, таз вращает сгруппированную поясницу, спину, плечи и передаёт усилие в руку. Таким образом в удар включаются векторы силы не только бьющей руки, но и всего тела сразу. Такой удар способен даже сбить человека с ног.
2. Апперкот локтем
Это довольно-таки специфическая техника. Следует отметить, что аналогичный приём есть практически во всех восточных единоборствах, но везде он имеет свои стилевые особенности. В муай тай такое движение локтем может быть одновременно, как апперкотом локтем, так и блоком от прямого и бокового удара в голову; и не важно, локоть это, рука, или нога. Шаг происходит прямо по направлению к удару противника. Если это блокирующее действие, то выгодно заходить с внешней стороны бьющей руки противника. При этом нужно как следует присаживаться на ногах. Примерно как это делает Майк Тайсон во время выстреливания своих апперкотов в стиле «пикабу».
В конечной фазе удара необходимо с силой распрямить ноги, добавляя их импульс в удар. В конечной фазе удара, кулак бьющей руки должен практически достичь вашего одноимённого плеча. Кроме того, в конечной фазе выполнения такого удара локтем следует немного скрутить тело в сторону, чтобы добиться хорошего реверса для удара рукой или локтем с другой стороны.
3. Вертикальный или диагональный удар локтем
Этот удар муай тай является очень трудным в освоении, но и наиболее эффективным. Большинство людей знают, что тайбоксёры используют гард из «пикабу». Если вы бросите в таком случае в противника горизонтальный удар локтем, то встретите только его защиту. Вертикальный и диагональный удары локтем очень удобны для прохода через защиту противника. Эта техника внешне схожа с методом нанесения горизонтального удара локтем, однако имеет свои специфические тонкости. Иногда вертикальный локоть может пройти даже вразрез глухой защиты противника. Эта техника требует особой плотности наработки в паре. Важно использовать её в разных тактических и технических манёврах, чтобы выработать определённую многогранность её применения.
4. Рубящий или пронзающий удар локтем
Этот удар является базовой техникой оверхенд в муай тай. Поднимите вашу руку прямо над кулаком второй руки и нанесите втыкающий удар локтем в вашу цель. Как правило, такие удары наносятся в голову или в ключицу противника. Такой колющий удар трудно увидеть, и не менее трудно его парировать. Во время нанесения этого удара, точнее в его конечной фазе, следует немного согнуть колени, как бы посылая основное усилие в удар. Это придаст атаке максимально возможную силу.
Помните, что во время выполнения такой техники очень важно держать спину абсолютно прямой. Ни в коем случае не наклоняйтесь вперёд в момент удара. Также важно знать, что при нанесении удара локоть необходимо держать как можно плотнее к телу. Согласованность действий, тайминг и хорошая парная наработка позволят применять этот приём во время поединка с виртуозной точностью. Со временем, как вы должным образом натренируете этот вариант удара локтем, старайтесь наносить его держа локоть максимально близко к телу. Представьте себе противника, уткнувшегося в вас своей головой и обхватившего вас за талию. Важно атаковать его так, чтобы ваш удар пришёлся прямо между вашим телом и головой противника. Удар должен хорошо пройти между вами двумя.
5. Удар локтем назад
Этот удар знаком практически всем поклонникам восточных боевых искусств. Некоторые специалисты трактуют знаменитую постановку руки в каратэ – хикитэ, как удар локтем назад. Если противник оказывается позади вас (например, если вы нанесли круговой удар ногой с проносом и промахнулись), вы наносите удар локтем назад, снизу вверх. Целью такого удара может быть, как солнечное сплетение или рёбра, так и подбородок и нос.
Удар локтем назад может быть очень опасен, как для вашего противника, так и для вас. В момент перед нанесением удара вы находитесь спиной к противнику, ваша защита практически не работает. Поэтому очень важно тщательно нарабатывать эту технику в паре с разными партнёрами, используя разные тактические рисунки учебного спарринга. Виртуозное владение такой техникой позволит включить удар локтем назад даже в сложную связку. Как правило, такой удар, нанесённый из удачной комбинации, валит вашего соперника в глубокий нокаут.
6. «Вращающийся» локоть
Вероятно, эта техника является одной из самых интересных и изощрённых в муай тай. Это настоящее зрелище для толпы. В старые времена, когда тайбоксёр посылал своего соперника в нокаут с помощью такого удара, он получал дополнительный бонус в виде монет, добавляющих тяжесть в его кошельке. Работа ног здесь такая же, как и в большинстве технических действий в муай тай, которые выполняются с разворотом корпуса. Очень важно убедиться, что перед началом выполнения нет пересечения линий ног – одна за другую. Когда ноги во время разворота пересекаются крест-накрест, вы теряете мобильность и манёвренность перемещений. Всё время придерживайтесь удобной, прочной и проверенной боевой стойки. До разворота вы должны сделать шаг передней ногой в сторону вашего противника, так как здесь очень важно приблизиться к оппоненту на довольно близкое расстояние, которого требует эта техника.
Удар проходит через руку, и попадает сверху прямо в голову вашего соперника. Не в горизонтальной плоскости, как например, при бэкфисте. Итак, самый подходящий момент для применения этого удара локтем является ситуация, когда вы промахнулись с боковым ударом ногой в голову с проносом. Кроме того, такой удар очень эффективен, когда вы заблокировали высокий круговой удар ногой с разворота в голову. Вы можете пробить своему сопернику такой «вращающийся» локоть ещё в тот момент, когда его нога находится высоко в воздухе.
Весь материал, изложенный в данной статье является ознакомительным и не может в полной мере передать всю красоту и многогранность техники локтей муай тай. Техника локтей в тайском боксе является одной из его визитных карточек, поэтому каждый занимающийся муай тай обязан уделять этому техническому разделу особое внимание. Техника локтей настолько разнопланова и эффективна, что легко ложиться на любые комбинации и может быть спокойно включена в комплексы приёмов любой категории сложности. Техника ударов локтями в муай тай начинает осваиваться практически с первых тренировок и стоит на первом месте. Даже удары руками начинают изучаться только после освоения на базовом уровне техники ударов локтями. Помимо методов атаки локтями очень важно помнить о способах возврата локтей после удара, и про отдельную наработку точности попадания локтей в поставленную цель.
Клинч в традиционном муай тай называют Прумб (Prumb). Это одна из главных технических особенностей всего арсенала тайского бокса. Каждый, кто хочет стать полноценным бойцом с комплексной и многогранной подготовкой обязан знать, как войти в клинч, как в нём работать и как выходить из клинча.
Когда вы входите в клинч, вы должны схватить вашего соперника первым. Это делается при помощи фиксации и контроля его рук. Сразу же закидывайте ему в корпус боковой удар коленом, это заставит его немного согнуться и сгруппироваться. После ещё одного-двух ударов коленом переходите на контроль шеи противника. Это фаза вхождения в клинч.
В этой статье все описания проводятся на основе простых базовых технических комплексов, поэтому следует учитывать, что кроме предложенных вариантов существует множество других, не менее эффективных в бою. Не ждите пока у вас появится тотальный контроль позиции, чтоб забросить сквозь оборону противника колено. Только при малейшем ощущении того, что у вас правильный баланс и просматривается брешь в защите – атакуйте!
Как только ваша дистанция будет оптимальной для входа в клинч – быстро наносите удар коленом, чтобы таким образом качественно и грамотно зайти на клинчевание. Этот первый удар коленом является наиболее важным в технике клинча. Все эти вещи необходимо регулярно нарабатывать в паре и уделять этим занятиям немало времени, так как клинч требует от бойцов тонкого чувствования противника. Если эти качества не будут натренированы должным образом, вы не сможете адекватно реагировать на изменения противника. Это может привести к путанице в ваших действиях, а также к серьёзным ошибкам во время боя.
Условно выделяют отдельный вид техники клинча – наступательный клинч. Традиционная методика муай тай предусматривает вход в клинч с помощью атаки руками. Этот вариант оптимален и срабатывает в абсолютном большинстве случаев, в особенности в комбинации апперкотов и хуков. Очень удобно перейти с атаки руками на захват с последующим контролем рук и шеи. С этого положения очень удобно перейти на резкие взрывные атаки локтями и коленями.
Если у вас хорошо проработаны и развиты ноги, в клинч можно войти даже с помощью удара ногой с разворота. Если такой удар проходит, важно не дать противнику опомниться и сразу перейти в клинч, с последующей серией ударов локтями. В большинстве случаев, правда, удар ногой с разворота приводит к тяжёлому нокауту. Но если он пришёлся вскользь, самым оптимальным продолжением является вход в клинч с последующим добиванием.
Существует множество разнообразных стереотипов клинча. По сути, в каждом из вариантов вы оптимально подготавливаете вашего противника для удобной атаки с помощью клинча. Парируйте или блокируйте атаки вашего оппонента во время входа в клинч. Это очень важно, так как из-за неумелого и не наработанного входа в клинч можно оказаться в нокауте. Представьте, что вы влетаете в своего соперника и нарываетесь на его встречный удар. Сложения двух векторов силы удвоят полученный вами урон. Поэтому вход в клинч требует тщательной и длительной отработки в паре.
Парирование и захваты предпочитают противопоставлять прямым ударам руками, так как для этого вам не нужно хватать соперника за голову. Он сам отдаёт вам свои руки, которые необходимо быстро взять под контроль, сблизиться и заклинчевать его. Используйте хватания и вяжущую технику для входа в клинч, после чего старайтесь толкать соперника в сторону, через ваше колено, или выставленную для подсечки ногу. Во время клинча старайтесь схватить противника и тащить его за шею вниз. В таком положении вам удобно будет атаковать его короткими хуками и апперкотами.
Когда во время поединка ваш противник использует против вас толкающие удары ногами, очень выгодно парировать их в сторону и быстро зашагивать в клинч. Парировать удар можно, как внутрь, так и наружу, вне зависимость от типа стойки в которой вы находитесь (правосторонняя, левосторонняя). Например, если вы парируете толкающий удар правой ногой в правую сторону, вы окажетесь с наружной стороны соперника, в левую – с внутренней. Клинч не позволит ему осуществить нормальную контратаку.
Боковые удары ногой можно блокировать, ловить или «пропускать мимо» для вхождения в клинч. Когда противник наносит вам удар ногой с разворота – быстро подлетайте к нему, когда он только начинает разворачиваться и клинчуйте. Старайтесь сосредоточиться на его шее, но также не упускайте возможности заклинчевать его руки. Если вы смогли поймать и захватить бьющую ногу противника – входите в клинч, берите под контроль его ближайшее плечо и втыкайте в него своё колено.
Для того чтобы «поймать» боковой удар ногой необходимо дождаться определённого момента. Эта техника хорошо срабатывает против боковых ударов ногой в корпус. Важно, чтобы рука хорошо защищала рёбра, а предплечье при этом было возле подбородка. Когда противник наносит вам удар по рёбрам, он попадает по вашей руке, защищающей бок. В этот же миг, сразу после касания удара, вы перехватываете его ногу, свободной рукой хватаете противника за шею и клинчуете, не выпуская при этом его ноги. В таком положении вы можете просто бросить своего оппонента, выбить его опорную ногу, либо же пробить хорошую серию ударов.
Тайбоксёры очень уважительно относятся друг к другу вне ринга. Вы никогда не услышите из уст тайских спортсменов таких поливаний грязью, как это делают представители европейского бокса. Однако во время поединка боксёры используют иной язык, и вот тогда в ход пускаются различные «грязные» техники. Предлагаем вашему вниманию небольшой список, так называемых «грязных» приёмов, которые не запрещены правилами ведения поединка на ринге.
1. Подставка локтя
Кода противник наносит вам боковой удар ногой в корпус, вы можете слегка выставить вперёд локоть, чтобы голень оппонента ударилась об него. Это может вызвать серьёзные болевые ощущения у противника, и даже привести к опасной травме. Вам же, напротив, это будет на руку, так как жестко сгруппированный локтевой сустав является мощной и хорошо защищённой конструкцией. У этого приёма есть свои нюансы. Будьте осторожны, чтоб удар не пришёлся вам по локтевому нерву, или же не проскользнул мимо локтя по рёбрам. Хорошо освоенная и своевременная подставка локтя, возможно, не раз выручит вас в сложной ситуации.
2. «Удушающая» перчатка
Это отличная «грязная» техника, которая очень эффективно применяется во время клинча. Если вы клинчуете противника, постарайтесь зажать перчаткой ему нос и рот. Это затруднит его дыхание и полностью деморализует. Во время динамичного поединка с высокой плотностью технических действий важен каждый вдох, а когда дыхательные пути оппонента перекрыты перчаткой, пусть даже на считанные секунды, – это может хорошо сыграть в вашу пользу.
3. «Неудобный» подбородок
Во время клинча старайтесь «зарыться» подбородком в лицо вашего противника. В особенности эта техника эффективна для надавливания на глаза. Перед боем спортсмены хорошо выбривают лицо, так как гладкая вспотевшая кожа помогает ударам руками и локтям соскальзывать с лица. Кроме того, гладким подбородком удобнее «зарываться» в лицо соперника. Эта техника плохо заметна для судьи со стороны, и оказывает на вашего оппонента негативное воздействие. Грамотное применение этого приёма позволит вам выиграть поединок.
4. Контроль в клинче
Как вы заметили, много «грязных» техник применяется именно в клинче, так как клинч является наиболее удобной для этого фазой поединка. Очень важно заполучить контроль над шеей и головой противника. Таким образом вы получаете возможность воздействовать на всю структуру его тела: ломать её, смещать и так далее. Здесь важно прижаться головой к голове противника сбоку, а с другой стороны вдавить ему в лицо ваш локоть. Желательно, чтобы таким образом вы перекрыли ему дыхательные пути. Это оказывает очень сильное воздействие на противника. Также можно хорошо «вкопаться» локтем в глаза вашего оппонента.
5. Выведение из равновесия
Находясь в клинче, оберните вашей ногой ногу противника и навалитесь на него всей массой. Важно учитывать, что нога противника не должна быть опорной. При правильном воздействии и должном контроле центра тяжести вашего оппонента, вы сможете с силой опрокинуть его на помост, при этом завалившись на него сверху. Такое падение вводит противника в стрессовое состояние и деморализует его, вы же, напротив, получаете большое преимущество.
6. Удар кулаком с разворота
Обычно этот удар наносят той частью руки, которая плотно закрыта боксёрской перчаткой, или же тыльной стороной кулака (не менее мягкой). Однако этот удар можно наносить и основанием предплечья, тем местом, где предплечье соединяется с кулаком. Эта часть руки практически не закрыта перчаткой, и такое попадание в челюсть противнику может привести к глубокому нокауту. Этот удар удобен тем, что даже опытный соперник не всегда может своевременно и адекватно на него отреагировать.
7. Лежачего… бьют
В муай тай, как и в европейском боксе не принято бить лежачего противника, точнее, это прямо запрещено правилами проведения поединков. Однако, до тех пор пока соперник не коснулся ринга можно успеть нанести ему пару дополнительных контрольных ударов. Если это не заметит судья, такие действия могут привести к нокауту вашего соперника. Следует также быть очень осторожным, чтоб не причинить серьёзный вред здоровью вашего оппонента.
8. Толкание ногой
Толкание ногой в лицо является очень результативной техникой. У азиатов голова считается высоко-духовной частью тела (практически святой), а стопа – самой низкой. Поэтому удар стопой в лицо приравнивается к плевку, и может буквально вывести вашего соперника из равновесия. Такой пинок в лицо, кроме того, что может нокаутировать вашего противника, является очень сильным оскорбительным фактором.
9. Воздействие на ключицы
В клинче вы можете с силой надавить вашему сопернику локтями на ключицы, при этом облокотившись на него. Вы получаете двойное преимущество. Во-первых, воздействие локтями вызывает у оппонента неприятные болевые ощущения, а во-вторых, вы отдыхаете, а соперник больше устаёт. Кроме того, такое воздействие можно осуществлять не только локтями, но и подбородком.
10. Подбив коленом
Во время того, когда ваш противник наносит вам прямой удар ногой, вы можете подбить его ногу своим коленом снизу, так чтобы удар пришёлся по икроножной мышце. Это вызывает сильную боль. Приём эффективен также и против боковых ударов ногой, однако очень важно учитывать, что для его применения нужна хорошая сноровка и опыт. Такой подбив важно успеть сделать в нужный момент, иначе вы попросту пропустите удар.
Биологический аспект: Контроль дыхания – это очень важный фактор в практике тайского бокса. Вдох-выдох – естественный биомеханический процесс, которому мы не предаём большого значения в повседневной жизни, так он происходит рефлекторно. В муай тай акцент ставится на хороший мощный выдох, а не на вдох. Следует вдыхать носом, а выдыхать ртом. Это препятствует излишнему попаданию углекислого газа в лёгкие. Основной метод правильного дыхания в муай тай заключается в мощном выдохе. Если вы выдохнете с силой, то автоматически вдохнёте. Таков принцип работы человеческих лёгких. Правильное, ритмичное и естественное дыхание – залог хорошего здоровья и успешной практики кулачного искусства.
Подавляющее большинство бойцов, выступающих сейчас на чемпионатах, во время тренировки издают звук “ищщ-х” во время удара. По традиции, старые учителя наставляют выдыхать со звуком “йеещ” во время отработки ударов коленом, и со звуком “ссса” во время ударов локтями или кулаками. Важно знать, что во время выдоха натягиваются абдоминальные мышцы (мышцы живота), благодаря чему защищаются многие нервные центры, брюшная полость и т. д. Во время получения удара следует выдыхать, так как отсутствие воздуха в лёгких препятствует сбивке дыхания и защищает от нокаута.
Психологический аспект: Основная проблема начинающих заключается в неправильном и несбалансированном дыхании. Некоторые новички даже не осознают, что иногда они просто задерживают дыхание во время выполнения той или иной техники. Использование контрольного звука “ищщ-х” (или “йеещ, или “ссса”) всегда будет служить хорошим напоминанием того, что вы нормально и естественно дышите. Психологический аспект заключается в факте ощущения собственного дыхания. Когда вы слышите контрольный звук – происходит правильное и естественное дыхание. Регулярно проводите аутотренинг дыхания во время работы на мешках и падах. Старайтесь довести ваше умение контроля до внутреннего, инстинктивного, чтобы во время боя вам не приходилось задумываться о правильности дыхательного ритма.
Кислородная перегрузка: Когда мы дышим, наши лёгкие заполняются не больше чем на треть своего полного объёма. Мы используем только тот потенциал лёгких, который необходим нам для поддержания жизненной активности и процесс кислородного обмена в нашей кровеносной системе пассивный. Наша кровь не в полной мере очищается от углекислого газа, из-за чего наш мозг и нервная система недостаточно насыщаются кислородом. В результате, эффект от этого мы можем ощутить в виде неприятных физических, ментальных и эмоциональных состояний. Вышеуказанные последствия возникают как следствие чрезмерной гипервентиляции и кислородной перегрузки организма. Перед выходом на ринг или в перерывах между раундами поединка следует совершать интенсивные, резкие и короткие выдохи. Это придаст необходимой силы, успокоит сознание и нормализует частоту пульса.
Дыхание во время поединка: Дыхание похоже на чайник с чаем, внутри которого сосредотачивается пар. Давление нагнетается и нагнетается, не смотря на отверстие для выхода пара в носике. Всегда существует определённый уровень постоянного давления. Во время резких серий или отдельных ударов рекомендуется коротко и быстро выдыхать несколько раз, или же делать длительный продолжительный выдох на протяжении всего технического действия (связки, броска и т. д.).
Выдыхайте именно в тот момент, когда наносите удар. Тренируйте умение координировать эти действия. Также необходимо выработать устойчивый навык выдыхать в тот момент, когда вам наносят удар. Не важно, успели вы его парировать, разорвать дистанцию, или нет. Такие тренировки помогут избежать нокаута, нокдауна и даже лёгкой сбивки дыхания. Кроме того, вы научитесь с минимальными последствиями для себя принимать удар. Естественно, что самое главное – это не пропустить ни одного удара. Гораздо эффективнее парировать все действия противника и блокировать удары, чем принимать их на себя. Однако, во время поединка случается всякое и важно быть готовым к любым неожиданностям.
Минимизируйте ваши вдохи. Это совсем не означает, что надо затаивать дыхание во время поединка с выпученными глазами. Так можно и инфаркт схватить, да и другие неприятные последствия возможны. Минимизация вдохов – это условное понятие. Имеется в виду, что необходимо полностью сконцентрироваться именно на выдохах. А, как было отмечено выше, вдох произойдёт сам по себе, рефлекторно и естественно. Таким образом, вы приучаете себя постоянно выдыхать во время сближения с противником. Минимизация вдыхания позволяет значительно сократить вашу общую уязвимость.
Вдыхать настоятельно рекомендуется между техническими действиями: при отступлении, перешагах и возвратах бьющей конечности. Кроме того, необходимо держать зубы сомкнутыми, а подбородок опустить. Сжатые зубы и капа немного затрудняют дыхание, однако это позволяет избежать серьёзных травм, таких как откусывание языка или вывих челюсти. Опущенный подбородок защищает от нокаутирующих ударов и помогает хорошо зафиксировать голову благодаря структурной форме шейного отдела.
Дыхательные упражнения и некоторые тонкие аспекты практики муай тай
Практикуйте брюшное и диафрагмальное дыхание. Это позволит укрепить мышцы живота и оздоровить внутренние органы. При движении диафрагмы и мышц пресса происходит массаж внутренних органов: печени, селезёнки, сердца, лёгких и почек. Брюшное дыхание следует практиковать только под руководством опытного наставника, так как неправильная практика может привести к серьёзным патологиям и заболеваниям. В муай тай практикуют два вида брюшного дыхания – прямое и обратное. При прямом дыхании во время вдоха живот расслабляется, а на выдохе втягивается. Во время обратного дыхания при вдохе живот втягивается, а на выдохе расслабляется, отпускается и слегка выпячивается. Напомним, что самостоятельная практика этих методов без контроля учителя может привести к фатальным последствиям.
Если тренировать дыхание правильно, то можно достичь очень высоких результатов в практике тайского бокса. Обязательное требование к дыханию – это естественность. Вдохи и выдохи должны быть ненапряжёнными. Ненапряжённость не означает вялость и полную расслабленность. Ненапряжённость – это действие в состоянии покоя. Тренировка дыхания даёт возможность очень сильно повысить общий функционал организма, избавиться от незначительных хронических недугов, а также развить выносливость. Кроме того, дыхательные упражнения – это отличный способ для успокоения нервной системы. Правильное ритмичное дыхание позволяет успокоить пульс, снять эмоциональное напряжение и избавиться от волнения.
После определённого времени регулярной дыхательной практики, вы ощутите эффект во время поединков. Вдохи-выдохи станут более дозированными на рефлекторном уровне. Вы будете гораздо экономнее использовать потенциал лёгких. Правильное дыхание – это гарантия сильного здоровья и долголетия.
Дыхательные упражнения условно делятся на два вида: статические и динамические.
Статические – это, как правило, пребывание в определённых позах (стоя, сидя, лёжа), например разные виды медитации или боевой статической наработки.
Динамические дыхательные упражнения практикуют как во время общей тренировки, так и во время рам муай.
Как во время статической практики, так и во время динамической, рекомендуется настоятельно следить за дыханием и его ритмом. Вдохи и выдохи должны быть естественными, не должно быть напряжений или задержек дыхания. Важными моментами в дыхательной практике являются глубина дыхания и состояние сознания.
Вдох должен быть естественным и лёгким, не следует вдыхать слишком много воздуха, так как это создаст чрезмерное давление на внутренние органы. Выдох следует совершать очень мягко и медленно. На начальных этапах практики не стоит акцентировать внимание на животе. После определённого времени, в результате практики под руководством наставника, живот сам естественным образом включится в работу.
Сознание должно быть ясным и чистым. Нужно избавиться от суетных и навязчивых мыслей. Учителя говорят, что сознание должно быть “пустым”, но это не означает, что его нужно полностью отключать. Важно сосредоточиться на работе над телом, и не отвлекаться. Заглянуть “внутрь себя”. Некоторые учителя рекомендуют считать вдохи и выдохи, таким образом, сосредотачиваясь на работе, отметая лишние мысли.
Дыхательные упражнения нужно выполнять в состоянии максимального комфорта, не форсировать вдохи-выдохи. При возбужденном или взволнованном состоянии необходимо приостановить упражнение до полного успокоения и релаксации. Старайтесь держать глаза закрытыми, таким образом защищая разум от разного рода “блужданий”. То есть перед началом практики очень важно полностью успокоиться и максимально настроиться на приятную работу.
Существуют парные упражнения для тренировки дыхания. Вы можете попросить своего спарринг-партнёра просто давить кулаком или ладонью на ваш живот, в то время как вы будете практиковать дыхательные упражнения. Это отличный тренинг для наработки умения ритмично дышать даже под определённым внешним давлением. Такой парной наработке следует уделять не очень много времени, так как она, по большому счёту, выполняет роль теста, определяющего уровень вашей мягкости и естественности во время дыхательных практик.
В традиционных стилях муай тай существует множество различных способов тренировки дыхания. Большинство методов имеют внешнюю форму схожую с некоторыми йогическими упражнениями, некоторые похожи на китайский цигун. Однако, все эти методы являются традиционными и самобытными. Их происхождение ведёт свою историю со времён основания Таиланда.
Дышать следует так, чтобы при вдохах и выдохах не “играли” плечи. Старайтесь визуализировать воздух, проходящий в ваши лёгкие. Создание правильных мыслеобразов хорошо способствует практике. Представляйте, как воздух кружит вокруг головы, плеч, корпуса и гениталий, концентрируясь в центре вашего живота (два пальца ниже пупка). В ушу эта область называется даньтянь, в каратэ – тандэн. При выдохе медленно поднимайте воздух из вашего центра, и плавно выводите его наружу через рот. Язык должен быть прижат к нёбу, сразу возле верхних передних зубов. Кончик языка должен подпирать нёбо, но не слишком сильно.
В конце упражнения сделайте хороший сильный вдох, сконцентрировавшись на центре живота. Уделяя должное внимание дыхательным упражнениям, боец вскоре сможет оценить прекрасный эффект от такой практики во время тренировок и поединков.
С первых дней тренировок в Муай тай уделяется большое внимание методам физической и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка включает в себя различные комплексы общеукрепляющих упражнений, позволяющих в максимально короткие сроки подготовить тело бойца для парной работы. Основными методами закалки тела является бег, плаванье, отжимания и приседания. Эти упражнения отлично тренируют основные группы мышц, усиливают общий тонус организма, развивают лёгкие, работу сердца и нормализируют функционал нервной системы.
Кроме этих базовых упражнений существуют ещё более мелкие, факультативные, тренирующие отдельные локализованные группы мышц или отдельные их качества. Кроме общей физической подготовки в Муай тай есть специальная, развивающая определённые навыки и характеристики тела. Эта работа, прежде всего, направлена на закалку ударных частей и на укрепление корпуса, спины и ног. Уровень жесткости в поединках по тайскому боксу зачастую достигает предельной отметки и без должной подготовки простому человеку очень трудно будет сохранить здоровье во время боя.
Постепенно, когда уровень общей физической подготовки приносит нужный результат и занимающийся уже нормально осваивает парные упражнения, переходят к спарринговой технике. Следует отметить, что спарринги на тренировках проходят в лёгкой игровой манере чтоб бойцы не получали тяжёлых травм перед поединками на чемпионатах.
Огромное внимание в Муай тай уделяется так называемой «противоударной» закалке голени. Она заключается в постепенных и мягких накатываниях деревянной колотушкой всей продольной поверхности голени. По мере практики, обкатывания сменяются лёгкими постукиваниями. Со временем голень становится всё крепче и тогда, удар нанесённый такой ногой, может моментально повергнуть противника.
За счёт такой методики достигается правильный эффект, при котором не происходит нанесение вреда здоровью. Многие энтузиасты в постсоветский период, насмотревшись фильма «Кикбоксёр», стали закаливать голень, нанося удары ногой по каменным стенам. Потом приходилось лечить хронические формы периостита. В любом деле важен трезвый и разумный подход под руководством опытного учителя.
Техника, тактика и методы клинча в тайском боксе сильно отличаются от клинча в английском боксе и других спортивных единоборствах. Причина в целях и задачах этого технического действия. Если в боксе основной задачей клинча является защита, заключающаяся в виде фиксации рук противника, его корпуса, дабы не дать ему возможности совершать какие-либо технические действия. В Муай тай основной целью клинча является выведение соперника из равновесия.
Первая фаза схожа с боксёрским клинчём. Сначала входят в ближнюю дистанцию и «вяжут» руки. После этого боец начинает «слушать» противника, совершая различного рода раздёргивания. Выжидается оптимальный момент и соперник опрокидывается на землю. В клинче удобно наносить удары коленями по ногам, в пах, по ребрам, в живот и даже в голову. Также в клинче отлично работает техника ударов локтями.
В тайском клинче скрыты некоторые травматические приёмы, например воздействие предплечьями на ключицы соперника, вызывающее неприятные болевые ощущения. Клинч является отличным инструментом для управления балансом противника, его равновесием и подвижностью. Кроме того, во время поединка, клинчующий боксёр получает большое преимущество – возможность опереться собственным весом на противника. Таким образом, тот, кто клинчует – отдыхает, одновременно изматывая соперника, который вынужден держать на своих ногах ещё и массу навалившегося на него соперника.
Техника клинча в Муай тай изначально разрабатывалась с учётом всех этих мелочей и тонких нюансов, поэтому опытному бойцу Муай тай не составит труда справиться на улице как с неподготовленным, так и с подготовленным нападающим. В тайском клинче также используется уникальная работа таза, которая отсутствует в других спортивных единоборствах. При умелом использовании тайского клинча и хорошем уровне мастерства, эта техника прекрасно работает даже на более тяжелом противнике, значительно превосходящем вас по массе.